Как алтайские дачники платят за вывоз мусора

Новости
Как алтайские дачники платят за вывоз мусора 30 июля 2020 Все, абсолютно все образователи коммунальных отходов должны платить за их вывоз. И частные компании, и государственные предприятия, и жители многоэтажек и частных домов. И, конечно, дачники, даже если они уже оплачивают эту услугу по своему постоянному месту жительства.

Введение новой системы оборота отходов должно было решить, в числе прочих, и проблемы загрязнения лесов, полей, берегов рек. Но несанкционированные свалки все появляются и появляются. Только с начала года в регионе выявили 66 таких мусорных точек. И немалая их часть как раз рядом с садоводствами.

Гнули через колено

За примерами далеко ходить не надо. О ситуации с дачниками в соцсетях регулярно рассказывает самый публичный сельский глава (Сибирского сельсовета Первомайского района) Олег Боронин.

"Много раз я писал о том, как безобразно мусорят на нашей земле горожане-садоводы. Бесконечно долго ходил по собраниям и заседаниям правлений СНТ, расположенных на территории подведомственного сельского поселения, где убеждал горожан совместно с нами бороться, в том числе с несанкционированными свалками. И вот один из первых удивительных для меня результатов: садоводы СНТ "Моторостроитель" во главе со своим правлением не просто самостоятельно ликвидировали многолетнюю несанкционированную свалку на своей территории, но и планируют обустроить на этом месте спортивную площадку. Молодцы!"- написал Боронин.

Уже в беседе с корреспондентом "Толка" он рассказал, как несколько лет сражался и с садоводствами (да и с местными жителями, и  предпринимателями). Все они долго сопротивлялись необходимости цивилизованно складировать мусор и платить за его вывоз.

На территории сельсовета четыре СНТ. И долгие годы мусор там свалили как попало: были и незаконные свалки, и самовольный вывоз на сельский полигон.

"Мы стали активно с ними работать, это было долго и непросто. Где-то пришлось гнуть через колено, штрафовали, ругались. Но систему наладили. И последние несколько лет вывоз мусора был регулярный, хоть и бестарным способом: этим занималась наше коммунальное предприятие. Когда в прошлом году пришел региональный оператор, мы все уже были готовы", - сказал Боронин.

Справка. По закону СНТ, как и все остальные юридические лица, обязаны заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО. Но даже если юрлицо не образовано, за мусор платить все равно придется. Только в этом случае договор должен быть не с председателем, а с каждым дачным участком. Кстати, сделать это можно не на весь год, а только на теплый сезон.

Чище и экологичнее

Садоводство "Моторостроитель", про которое говорил Олег Боронин, - самое крупное в Первомайском районе и одно из самых крупных в Алтайском крае – более 1,2 тысяч участков. На всех две контейнерные площадки и четыре мусорных бака.

Председатель СНТ Мария Тищенко говорит, что этого пока хватает. Хотелось бы сделать и третью площадку. Но дело это недешевое. Надо вызвать трактор, чтобы разровнять землю, сделать бетонное основание, купить и доставить баки – на все около 40-50 тысяч рублей.

Кстати, как на недавней онлайн-конференции сказал министр природных ресурсов Владимир Попрядухин, в основном садоводства просто арендуют баки у оператора. Но вот Олег Боронин просчитал и советует своим СНТ покупать: так получается выгоднее.

Наладить систему – это не просто поставить контейнер, регулярно платить по счетам и с установленной периодичностью махать в след мусоровозу, вывозящему скопившиеся отходы.

В зоне ответственности СНТ (если это на их территории) еще и ликвидация свалок, многие их которых существовали десятки лет. Но и здесь можно совершенно спокойно договориться с регоператором на расчистку проблемных мест. Главное, уследить потом, чтобы снова не накидали.

"Мы самостоятельно ликвидировали две свалки, скоро возьмемся еще за две. И надеемся, что больших их у нас не будет. Они возникали, потому что не было налаженной системы вывоза мусора. Теперь она есть и стало намного лучше, чище, экологичне. Люди уже знают, куда нести свои пакеты  и привыкли к новому порядку", - добавляет Мария Тищенко.

Мусорят больше положенного

Новая система начала работать в крае с 2019 года. В городах и крупных селах ее наладили довольно быстро, мелкие и отдаленные муниципалитеты до сих пор не все охвачены "мусорной" сетью. В основном из-за отсутствия контейнерных площадок. За них отвечают местные власти со скудными местными бюджетами.

И все-таки большинство жителей края уже "охвачены" новой системой.  Вот в чем действительно проблема – так это в нормативах. Эксперты давно говорят, что они занижены. Например, в садоводствах на одного члена в месяц на человека полагается 0,097 кубометров.

"Сегодняшние нормативы по частному сектору не соответствуют действительности. Люди образуют намного больше мусора, чем им "положено". А потому и перенакопление отходов ", - считает Олег Боронин.

О том же говорит и Мария Тищенко. У нее в СНТ особенно много мусора было в начале сезона, когда многие из-за пандемии коронавируса и невозможности куда-то выехать, массово ринулись на дачи под Барнаулом.

А ведь тариф рассчитывается и с учетом норматива. Чем он официально меньше, тем меньше заплатит человек.

Повторимся, до прихода регионального оператора Сибирский сельсовет сам организовывал вывоз. И еще тогда, в 2017 году экономически обоснованная плата с человека была 60 рублей, говорит Боронин. Сейчас тариф для сельской части Барнаульской зоны - чуть более 43 рублей. Глава села называет его не адекватным, заниженным.

Кстати, в Минприроды сообщили, что до конца года норматив пересмотрят. Но, к сожалению, как бы ни парадоксально это звучало, скорее всего, в сторону понижения.

Пересматривать надо и перечень видов мусора, которые люди могут выбрасывать в контейнеры. К ТКО не относятся ветки деревьев, ботва с огорода, скошенная трава, сухие листья, аккумуляторы и батарейки, химические препараты, автомобильные покрышки, строительный мусор. Но, понятное дело, этого "добра" на свалках всегда полно. Люди не знают или не хотят увозить его, куда положено (а положено либо в специальные пункты, либо на полигоны, но по дополнительному договору с регоператором).