В крае хотят ввести правила обращения со строительным мусором

Новости
В крае хотят ввести правила обращения со строительным мусором 12 марта 2021 «Уважаемые собственники квартир! Убедительная просьба вывозить самостоятельно свой строительный мусор» – такие объявления можно встретить в подъездах многоквартирных домов Барнаула. Некоторые управляющие компании объясняют жителям, что не все отходы входят в состав твердых коммунальных.

А теперь представим ситуацию. Я сделала ремонт в квартире. Накопились мешки с плиткой, обоями, старыми дверьми, потертым линолеумом и прочим хламом. Увести все это можно самой на городской полигон, заплатив там за захоронение 250 рублей за куб. Или еще вариант – нанять машину грузоперевозок. Ее легко найти на любых сайтах объявлений. Звоним по первому попавшемуся телефону, разговариваем с предпринимателем:

– Нужно вывести семь мешков со строительным мусором.

– Не проблема. Через минут тридцать подъеду.

– Мне необходим чек с полигона. Хочу убедиться, что отходы утилизированы как положено.

– Чек с полигона я вам представить не смогу. В лучшем случае только чек об оказании услуг по перевозке. Возить на полигон слишком дорого. У меня есть свое место, куда я вываливаю мусор.

А теперь поясним. Перевозчик честно признается: отходы не поступят на официальный полигон. Куда они попадут – можно только догадываться. Например, в контейнеры для частного сектора – в этом случае за вывоз заплатят местные  жителей. Но чаще всего – на берег Оби или в ленточный бор. Иными словами, мусор окажется на несанкционированной свалке.

Подобная ситуация возникает из-за того, что сегодня перевозкой строительного мусора может заниматься любой желающий. Такая деятельность не подлежит лицензированию. В большинстве случаев это «серый бизнес».

Кроме того, нередко и строительные компании не довозят отходы со своих площадок до полигона. Известен случай, когда сносившая аварийный дом на барнаульском проспекте Ленина, 129, подрядная организация частично утилизировала стройку на несанкционированную свалку.

– К нам в правозащитную организацию поступают обращения от людей, которые видят свалки мусора со строительных площадок, – это поселки Затон, Кирова, Борзовая Заимка, – рассказывает председатель организации по защите прав человека «ФОРПОСТ» Марина Афанасьева. – Когда появляются коммунальные отходы, жители близлежащих домов организуют уборку улицы. Однако при строительном мусоре проблема фактически становится нерешаемой, поскольку для ликвидации таких несанкционированных свалок требуется уже спецтехника.

По мнению экспертов, краевое законодательство не предусматривает контроля за обращением со строительным мусором. Об этом сообщает газета "Алтайская правда".

– Поэтому и природоохранные органы не отслеживают его перемещение, – говорит научный сотрудник, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса АФ РАНХиГС Елена Козьякова. – Перевозчики, предлагающие услуги по транспортировке, понимают, что за движением их грузовиков никто не наблюдает. Они выгружают остатки стройматериалов в пойму реки, лес либо неподалеку от жилых помещений. Система обращения со строительным мусором должна быть прозрачной, тогда она станет эффективной. Такая система обязана предполагать контроль движения и веса загруженного автомобиля. Требуется лицензирование и получение разрешений. Данный порядок необходимо устанавливать законодательно.

Ряд регионов России уже начали создавать на своих территориях систему обращения со строительными отходами. В Подмосковье эти правила действуют с нового года. В частности, исполнительные органы государственной власти теперь наделены полномочием по выдаче разрешений на перемещение стройки. Устанавливается обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получать такие разрешения в обязательном порядке. По требованию законодательства техника грузоперевозящих компаний снабжается  устройствами ГЛОНАСС, чтобы отслеживать перемещение отходов и гарантировать их поступление на полигоны. Иными словами, здесь намерены легализовать рынок перевозки строительного мусора.

По такому же пути хотят пойти и в Алтайском крае. Разработкой соответствующей законодательной инициативы сейчас занимаются эксперты и члены Общественной палаты.

– Эта масштабная проблема действительно существует. И на федеральном, и на краевом уровнях, – отмечает глава исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта Сергей Войтюк. – А на муниципальном уровне она практически совсем не урегулирована. Сейчас в Барнауле идет широкое обсуждение новых Правил благоустройства. По моему убеждению, туда должно войти данное направление.

Общественники и экологи считают, что в законопроекте важно не только прописать ответственность перевозчиков.

– В 90-е годы у нас работала экологическая милиция. Тех, кто пытался избавиться от отходов в неположенных местах, ловили за руку и наказывали штрафами. Если такой опыт возродить, число свалок заметно сократится, – уверен старший научный сотрудник Института региональных медико-экологических проблем Владимир Горбачев.

Также, по мнению экспертов, важно прописать ответственность за утилизацию строительного мусора при возведении индивидуальных и многоквартирных жилых домов.

Сейчас Общественная палата готовит общественные обсуждения проблемы обращения со строительными отходами в Алтайском крае. Часть депутатов Барнаульской Думы и АКЗС готовы поддержать законодательные нововведения, которые позволят контролировать, куда и в каком объеме поступают строительные отходы, кто занимается их перевозкой.